«Ya» бывают разные


Большевики считали искусственное прерывание беременности свободным выбором семьи и женщины. В 1920 году Советская Россия стала первой страной мира, узаконившей аборты. Это слабо влияет на рождаемость, она к концу 1920-х восстанавливается в городах примерно на уровне благополучного 1913 года.
Но с середины 1930-х – спад. Так во всех индустриальных странах: урбанизация ведет к уменьшению количества детей в семье. Власть же считает идеалом экстенсивную империю, которой нужны новые территории, больше рабочих рук, солдат, больше матерей. В 1936 году постановление ЦИК и Совнаркома запрещает аборты, идя «навстречу многочисленным заявлениям трудящихся женщин». Предусмотрено уголовное наказание. Контрацептивов мало, и они непопулярны, к 35 годам замужняя горожанка делает иногда порядка пяти абортов.
Первые несколько лет эффект очевиден, хотя рождаемость выросла меньше, чем сократилось число официально учтенных прерываний беременности. Но уже в 1940 году прирост населения – как в 1934-м.
Врачи выдают (в том числе и небезвозмездно) слишком много справок о медпоказаниях к аборту.
Да и из тех женщин, кому в разрешении отказано, рожает не более трети. Обычно ссылаются на выкидыш – упала или тяжесть подняла. НКВД выявляет подпольных «абортмахеров»: практикующих на дому гинекологов, кустарных повитух, знахарок с зельем. Сколько их ни сажай, ремесло процветает. Часты осложнения, в разы вырастает число женских смертей от сепсиса, особенно опасны распространенные попытки самоабортов.
В 1955 году власть, признавая «сознательность» советских женщин, аборты снова разрешит. В середине 1960-х их в СССР будет делаться свыше 5 млн. в год.
Намедни. 1930—1940

Если сравнить показатели числа абортов, статистики подростковой беременности, изнасилований, преступлений с применением оружия в штатах так называемого «библейского пояса» (Алабама, Джорджия, Теннесси, Техас, Луизиана, Южная Каролина и др.) со статистикой по самым «либеральным» штатам — Массачусетсу и Калифорнии, то окажется, что по всем приведенным показателям более «воцерковленные» сообщества опережают менее верующие в 4–11 (!) раз. Таким образом, оказывается, что «следование традиционным морально-нравственным ценностям» вовсе не гарантирует социальной солидарности, безопасности и процветания. snob.ru
Намедни. 1930—1940

