«Ya» бывают разные
В тысяча восемьсот шестьдесят втором
ЛИТОВЦЫ
Эпоха, в которую литовцы поселились на прибрежной территории Балтийского моря, точно не установлена. Постоянно втянутые во вражду и кровопролитные конфликты с соседями, они, обитая в глубине своих огромных лесов, сохранили и по сей день воинственный и дикий нрав. Мирные попытки русских, живших в захваченных литовцами западных княжествах, обратить литовцев в христианство предпринимали оказались бесплодными. Также и фанатичный натиск рыцарей Тевтонского ордена, который должен был заставить литовцев запада и северо-запада обратиться, только подстегнул их дикое упрямство, вместо того чтоб успокоить его. Иностранная цивилизация, религия и языки оставались чуждыми этому народу, и только имели некоторое индивидуальное влияние в особенности на их князей.
РУМЫНЫ, ИЛИ ВАЛАХИ
Валахи, молдаване, румыны – народ, выделившийся в первые века нашей эры из группы народов, объединявшей даков (кельтов), римлян и славян.
В России валахов Бессарабии называют молдаванами. Валахи, живущие в России, сохранили вместе со своей верой и языком также и древний характер, в котором еще можно увидеть некоторые обычаи, унаследованные от древних римлян. Примером могут служить танцы валахов, большинство из которых неизвестно в нынешней Италии, но которые выражают идеи или события древности или же заключают в себе исторический смысл. Среди других обычаев, несущих печать римского язычества, правило класть покойному под язык монету – это тот же обол, который платили Харону, – а на голову или на гроб черную курицу – жертва, которую римляне приносили Плутону.
ИНДУСЫ
В Российской Империи есть лишь немного представителей индусской народности – в Астрахани и на северном побережье Каспийского моря, – где они занимаются коммерцией. Помимо того, в Баку можно встретить несколько индусов-огнепоклонников. Последние крайне привлекательны. Вид этого вечного огня, языки которого изрыгаются из земли являет зрелище по-настоящему магическое, в особенности ночью. Вблизи этих огней находится подобие храма, или монастыря, где эти последние останки древних огнепоклонников – несколько старых, высохших индусов, почти нагих, напоминающих ходячие призраки, занимаются умерщвлением плоти, противостоят природе и устраивают свои идолопоклоннические обряды, грустную и жалкую пародию на учение Заратустры.
ГОРСКИЕ НАРОДЫ
Горские народы наделены богатой натурой. Их чувства, исключительно деликатные и тонкие, часто проникают через грубую оболочку, под которую они запрятаны уже многие тысячи лет. Они не только не чужды изящества и поэтического вкуса, но, напротив, эти два качества составляют одну из самые яркие особенности характера горцев. Они изящны даже в рваной черкеске (длинный балахон), в шерстяном колпаке и в бурке, их походка и выправка непринужденны и живописны. В их речь ни мимикой, ни интонациями не напоминает грубую речь народов Европы. Сбруи их лошадей, их кожаные ремни, галуны и проч. являют врожденный вкус, особый, яркий, независимый от иных цивилизаций. Горцы любят музыку, но только хорошую музыку, и не удовлетворяются звуками, издаваемыми нестройными инструментами. Поэтическая натура горцев сквозит в их воинственных песнях и погребальных гимнах.
ЛЕЗГИНЫ
Если в характере лезгин есть хорошие черты, то в нем же имеется и достаточное количество плохих. Лезгины храбры, ловки и упорны, они могут за короткое время преодолеть без отдыха огромные расстояния, но они в высшей степени мстительны. Страсть к мести поддерживается в них религией и нравами Дагестана, где они живут. Кровная месть постигает не только отдельных людей, но и целиком семьи, целые аулы, и продолжается многие годы. Убийца редко остается в своем ауле – ради собственной безопасности он уходит в другое племя.
КАБАРДИНЦЫ
Часть черкесов под названием кабардинцы живет в долине Терека. В основе общественной и политической организации всех черкесов лежит клан, в который входят все вассалы и рабы. Во главе клана стоит старейшина, глава семьи, - полноправный хозяин всех своих жен и детей. Черкесы как правило бедны и большинство из них имеет только одну жену. Жену черкес между выбрать в любом племени Закубанья и среди кабардинцев, лишь бы она была по рождению равна ему. Черкесские девушки не закрывают лицо, их не запирают дома, и они могут свободно разговаривать с мужчинами. Это облегчает выбор невесты, за которую жених обязан заплатить. Друзья и родственники жениха делают подарки родителям невесты и оговаривают выкуп. Если девушка принадлежит княжескому роду, выкуп может состоять из 30 частей, среди которых такие: 1. слуга, 2. кольчуга, 3. остроконечный шлем, 4. железные поручи, 5. сабля, 6. восемь быков, 7. хорошая лошадь, 8. обычная лошадь. Остальные 22 части могут составлять быки или бараны.
ЮРАКИ
Юраки – юго-восточная группа западных самоедов. Это кочевое племя, живущее на территории, ограниченной Ледовитым океаном и реками Таз и Енисей. Несмотря на суровый климат побережья Ледовитого океана юраки, поддерживающие контакты с русскими, подражают им в одежде и обычаях. Те же, которые не контактируют с русскими, строго придерживаются собственных обычаев и носят национальную одежду. Они наносят себе татуировки даже на лицо, используя для этого рыбьи кости и древесный уголь. Огнестрельное оружие им почти неизвестно.
Юраки живут в юртах, которые называют чумами, они круглые, высотой 9–10 аршин. Чумы сделаны из шкур, натянутых на легкую конструкцию из жердей, так что ее легко можно перевозить. Для летнего чума в 6–7 аршин диаметром нужно 35–40 шкур, для зимнего вдвое больше.
ЛИВЫ
Ливы, упоминавшиеся в древнерусских хрониках под названием либь или любь, ближайшие родственники эстонцев. Они обитали по обоим берегам Двины в нижнем ее течении и были вытеснены оттуда литовцами. Одна группа направилась к востоку и осела среди латышей, другая осела в 14 деревнях на северо-западе Курляндии.
Жилища и орудия труда у ливов теперь почти те же, что и у латышей, покрой одежды, заимствованный у крестьян соседних деревень, тоже все более и более приближается к латышскому или немецкому. Правда, ливы носят одежду темную и мрачную, как эстонцы, в противоположность светло-серой одежде латышей.
Привыкшие с раннего детства к морю и подстерегающим на нем опасностям, ливы – неустрашимые моряки. Женщины не уступают мужчинам ни на суше, ни на море.
ОБДОРСКИЕ ОСТЯКИ
Остяки-язычники имеют представление о высшем Существе, они именуют его Торм или Торым, но не отваживаются к нему взывать. Поэтому они создали себе низших богов, способности которых творить добро и зло ограничены и к которым они обращаются как к добрым и злым духам. В давние времена шаманы делали деревянные изображения этих духов, одевали их в причудливые одежды, придававшие им вид изуродованных людей. Другие духи изготавливались из металла в виде птиц и различных зверей, прежде всего медведей. Остяки верили в богов земли и моря, покровителей их промыслов, и строили им храмы в удаленных местах, скрытых труднопроходимыми лесами. Они также поклонялись отдельным деревьям и горам. Остяки приносили в жертву меха, стрелы, серебряные монеты и др.
КОРЯКИ
Коряки на пути к женитьбе создают себе множество трудностей. Тот, кто хочет вступить в брак, должен предварительно принести своему будущему тестю подарки. Если тот их примет, жених поступает в услужение к тестю, причем выполняет наиболее тяжелую работу: пасет оленей, ищет дрова и т. п. При этом он никогда не разговаривает с невестой, мнения которой о женихе не спрашивают, но держит все свои чувства в мягком и благодарном сердце. Если жених нравится отцу невесты, тот дает ему в возмещение за несколько, иногда даже за десять лет непрестанной работы свою дочь. Если жена ему разонравилась, он может отправить ее обратно к родителям без каких-либо формальностей, но его работа на тестя оказывается в этом случае напрасной. Когда отец невесты дает согласие на брак, он готовит новое отделение в юрте. Накануне бракосочетания будущие родственники жениха вместе с другими соплеменниками подкарауливают его и бьют палками. Если жених терпеливо сносит все удары, это означает, что он будет стойко выносить все превратности судьбы, и только после этого его без каких-либо других формальностей вводят к невесте.
Многоженство у коряков разрешено, однако жених должен пройти все описанные формальности каждый раз, когда хочет взять себе новую жену.
Этнографическое описание народов России. !!!
Федор Христофорович Паули.
1862.
Только то, до чего я смогла дотянуться ...
Когда-то до этого кому-то было дело, а теперь мы лучше знаем название шатов США.
Когда-то этим гордились, а теперь боятся.
Если Россия только для русских, то что – вернуться обратно в средневековье, в старые границы среднерусской равнины, не иначе.
Грустно.
ЛИТОВЦЫ
Эпоха, в которую литовцы поселились на прибрежной территории Балтийского моря, точно не установлена. Постоянно втянутые во вражду и кровопролитные конфликты с соседями, они, обитая в глубине своих огромных лесов, сохранили и по сей день воинственный и дикий нрав. Мирные попытки русских, живших в захваченных литовцами западных княжествах, обратить литовцев в христианство предпринимали оказались бесплодными. Также и фанатичный натиск рыцарей Тевтонского ордена, который должен был заставить литовцев запада и северо-запада обратиться, только подстегнул их дикое упрямство, вместо того чтоб успокоить его. Иностранная цивилизация, религия и языки оставались чуждыми этому народу, и только имели некоторое индивидуальное влияние в особенности на их князей.
РУМЫНЫ, ИЛИ ВАЛАХИ
Валахи, молдаване, румыны – народ, выделившийся в первые века нашей эры из группы народов, объединявшей даков (кельтов), римлян и славян.
В России валахов Бессарабии называют молдаванами. Валахи, живущие в России, сохранили вместе со своей верой и языком также и древний характер, в котором еще можно увидеть некоторые обычаи, унаследованные от древних римлян. Примером могут служить танцы валахов, большинство из которых неизвестно в нынешней Италии, но которые выражают идеи или события древности или же заключают в себе исторический смысл. Среди других обычаев, несущих печать римского язычества, правило класть покойному под язык монету – это тот же обол, который платили Харону, – а на голову или на гроб черную курицу – жертва, которую римляне приносили Плутону.
ИНДУСЫ
В Российской Империи есть лишь немного представителей индусской народности – в Астрахани и на северном побережье Каспийского моря, – где они занимаются коммерцией. Помимо того, в Баку можно встретить несколько индусов-огнепоклонников. Последние крайне привлекательны. Вид этого вечного огня, языки которого изрыгаются из земли являет зрелище по-настоящему магическое, в особенности ночью. Вблизи этих огней находится подобие храма, или монастыря, где эти последние останки древних огнепоклонников – несколько старых, высохших индусов, почти нагих, напоминающих ходячие призраки, занимаются умерщвлением плоти, противостоят природе и устраивают свои идолопоклоннические обряды, грустную и жалкую пародию на учение Заратустры.
ГОРСКИЕ НАРОДЫ
Горские народы наделены богатой натурой. Их чувства, исключительно деликатные и тонкие, часто проникают через грубую оболочку, под которую они запрятаны уже многие тысячи лет. Они не только не чужды изящества и поэтического вкуса, но, напротив, эти два качества составляют одну из самые яркие особенности характера горцев. Они изящны даже в рваной черкеске (длинный балахон), в шерстяном колпаке и в бурке, их походка и выправка непринужденны и живописны. В их речь ни мимикой, ни интонациями не напоминает грубую речь народов Европы. Сбруи их лошадей, их кожаные ремни, галуны и проч. являют врожденный вкус, особый, яркий, независимый от иных цивилизаций. Горцы любят музыку, но только хорошую музыку, и не удовлетворяются звуками, издаваемыми нестройными инструментами. Поэтическая натура горцев сквозит в их воинственных песнях и погребальных гимнах.
ЛЕЗГИНЫ
Если в характере лезгин есть хорошие черты, то в нем же имеется и достаточное количество плохих. Лезгины храбры, ловки и упорны, они могут за короткое время преодолеть без отдыха огромные расстояния, но они в высшей степени мстительны. Страсть к мести поддерживается в них религией и нравами Дагестана, где они живут. Кровная месть постигает не только отдельных людей, но и целиком семьи, целые аулы, и продолжается многие годы. Убийца редко остается в своем ауле – ради собственной безопасности он уходит в другое племя.
КАБАРДИНЦЫ
Часть черкесов под названием кабардинцы живет в долине Терека. В основе общественной и политической организации всех черкесов лежит клан, в который входят все вассалы и рабы. Во главе клана стоит старейшина, глава семьи, - полноправный хозяин всех своих жен и детей. Черкесы как правило бедны и большинство из них имеет только одну жену. Жену черкес между выбрать в любом племени Закубанья и среди кабардинцев, лишь бы она была по рождению равна ему. Черкесские девушки не закрывают лицо, их не запирают дома, и они могут свободно разговаривать с мужчинами. Это облегчает выбор невесты, за которую жених обязан заплатить. Друзья и родственники жениха делают подарки родителям невесты и оговаривают выкуп. Если девушка принадлежит княжескому роду, выкуп может состоять из 30 частей, среди которых такие: 1. слуга, 2. кольчуга, 3. остроконечный шлем, 4. железные поручи, 5. сабля, 6. восемь быков, 7. хорошая лошадь, 8. обычная лошадь. Остальные 22 части могут составлять быки или бараны.
ЮРАКИ
Юраки – юго-восточная группа западных самоедов. Это кочевое племя, живущее на территории, ограниченной Ледовитым океаном и реками Таз и Енисей. Несмотря на суровый климат побережья Ледовитого океана юраки, поддерживающие контакты с русскими, подражают им в одежде и обычаях. Те же, которые не контактируют с русскими, строго придерживаются собственных обычаев и носят национальную одежду. Они наносят себе татуировки даже на лицо, используя для этого рыбьи кости и древесный уголь. Огнестрельное оружие им почти неизвестно.
Юраки живут в юртах, которые называют чумами, они круглые, высотой 9–10 аршин. Чумы сделаны из шкур, натянутых на легкую конструкцию из жердей, так что ее легко можно перевозить. Для летнего чума в 6–7 аршин диаметром нужно 35–40 шкур, для зимнего вдвое больше.
ЛИВЫ
Ливы, упоминавшиеся в древнерусских хрониках под названием либь или любь, ближайшие родственники эстонцев. Они обитали по обоим берегам Двины в нижнем ее течении и были вытеснены оттуда литовцами. Одна группа направилась к востоку и осела среди латышей, другая осела в 14 деревнях на северо-западе Курляндии.
Жилища и орудия труда у ливов теперь почти те же, что и у латышей, покрой одежды, заимствованный у крестьян соседних деревень, тоже все более и более приближается к латышскому или немецкому. Правда, ливы носят одежду темную и мрачную, как эстонцы, в противоположность светло-серой одежде латышей.
Привыкшие с раннего детства к морю и подстерегающим на нем опасностям, ливы – неустрашимые моряки. Женщины не уступают мужчинам ни на суше, ни на море.
ОБДОРСКИЕ ОСТЯКИ
Остяки-язычники имеют представление о высшем Существе, они именуют его Торм или Торым, но не отваживаются к нему взывать. Поэтому они создали себе низших богов, способности которых творить добро и зло ограничены и к которым они обращаются как к добрым и злым духам. В давние времена шаманы делали деревянные изображения этих духов, одевали их в причудливые одежды, придававшие им вид изуродованных людей. Другие духи изготавливались из металла в виде птиц и различных зверей, прежде всего медведей. Остяки верили в богов земли и моря, покровителей их промыслов, и строили им храмы в удаленных местах, скрытых труднопроходимыми лесами. Они также поклонялись отдельным деревьям и горам. Остяки приносили в жертву меха, стрелы, серебряные монеты и др.
КОРЯКИ
Коряки на пути к женитьбе создают себе множество трудностей. Тот, кто хочет вступить в брак, должен предварительно принести своему будущему тестю подарки. Если тот их примет, жених поступает в услужение к тестю, причем выполняет наиболее тяжелую работу: пасет оленей, ищет дрова и т. п. При этом он никогда не разговаривает с невестой, мнения которой о женихе не спрашивают, но держит все свои чувства в мягком и благодарном сердце. Если жених нравится отцу невесты, тот дает ему в возмещение за несколько, иногда даже за десять лет непрестанной работы свою дочь. Если жена ему разонравилась, он может отправить ее обратно к родителям без каких-либо формальностей, но его работа на тестя оказывается в этом случае напрасной. Когда отец невесты дает согласие на брак, он готовит новое отделение в юрте. Накануне бракосочетания будущие родственники жениха вместе с другими соплеменниками подкарауливают его и бьют палками. Если жених терпеливо сносит все удары, это означает, что он будет стойко выносить все превратности судьбы, и только после этого его без каких-либо других формальностей вводят к невесте.
Многоженство у коряков разрешено, однако жених должен пройти все описанные формальности каждый раз, когда хочет взять себе новую жену.
Этнографическое описание народов России. !!!
Федор Христофорович Паули.
1862.
Только то, до чего я смогла дотянуться ...
Когда-то до этого кому-то было дело, а теперь мы лучше знаем название шатов США.
Когда-то этим гордились, а теперь боятся.
Если Россия только для русских, то что – вернуться обратно в средневековье, в старые границы среднерусской равнины, не иначе.
Грустно.
Никакого национализма, только взгляд на историю немножко с другой стороны.
заранее благодарен.