Мэрион Доэрти (1923–2011)

В 1944 году выпускница Университета Пенсильвании Мэрион Доэрти приехала в Нью-Йорк, чтобы стать сценографом. В театр ее не взяли, и она работала оформителем витрин в универмаге Bergdorf Goodman, пока знакомый не позвал ее на телевидение — подбор актеров считался нехитрой работой без особых перспектив.
Kraft Television Theater, компания, в которую попала Доэрти, адаптировала театральные пьесы в многосерийные телефильмы, где актеры годами не выходили из однажды опробованных амплуа.
Доэрти отправилась за новыми лицами в театр. В начале 1950-х годов входили в моду внебродвейские театры, где играли в основном ученики Ли Страсберга, главного адепта системы Станиславского. Именно оттуда Доэрти перетащила на экран никому не известных Дастина Хоффмана, Кристофера Уокена, Аля Пачино и еще десяток будущих патриархов кинематографа.
В 1964 году она открыла в Нью-Йорке агентство по подбору актеров, ставшее еще и неформальной школой режиссеров по кастингу. Помощницы Доэрти — а она нанимала исключительно девушек
читать дальше— впоследствии стали на постоянной основе подбирать актеров для Вуди Аллена и Мартина Скорсезе, а сама профессия оказалась единственным сегментом киноиндустрии, где женщины составляют большинство.
К середине 1970-х Доэрти стала главным экспертом по подбору актеров в США, и переманить ее из Нью-Йорка удалось студии Paramount.
До появления Доэрти в Голливуде работала следующая схема: ассистент продюсера созывал всех приписанных к студии блондинок, загонял их в большой зал, где сидел режиссер, который наугад называл одну из претенденток, а иногда обходились и вовсе без просмотра — режиссеру просто давали на выбор список актеров.
Доэрти сама отсматривала актеров для кастинга — и по большому счету стала первой, кто по-настоящему предоставил режиссерам возможность выбирать. А когда они отказывались от ее кандидатов, Доэрти переубеждала — и обычно оказывалась права, как с Джоном Войтом в "Полуночном ковбое" (1969) или Гленн Клоуз в "Мире по Гарпу" (1982), которые дебютировали в кино благодаря ее протекции.
В 1991 году Пол Ньюман, Роберт Редфорд, Клинт Иствуд и другие звезды, которых нашла или открыла заново Доэрти, написали открытое письмо в Киноакадемию с предложением вручить ей "Оскар" за заслуги перед кинематографом, но академики решили, что за обычный подбор актеров премии не положено.
Доэрти закончила работать в кино в 1999 году, когда ее сняли с должности главного режиссера по кастингу студии Warner Bros. О своем увольнении она узнала из газет. kommersant.ru
Casting By
Помнится в глубокой юности читала я фельетон о ужасных голливудских нравах, где царит такая атмосфера наживы, что не сценарист пишет сценарий а целая команда: одни пишут диалоги, другие сюжет, третьи описывает сцену. «Как ужасно!» помнится думала я.