«Ya» бывают разные




<...> В ЦК азербайджанского комсомола придумали пионера Гришу Акопяна, никогда не существовавшего. Согласно легенде он героически сдал своего отца и, разумеется, убит за это. Тут был двойной смысл: донос на отца плохо вязался с местными патриархальными традициями, так что пусть наш пионер будет, конечно, герой, но все-таки армянин…

В СССР ширилось движение пионеров-«дозорников». Это были доносчики-профессионалы, одержимые шпиономанией.
Оказалось, что стать героем легко.

Витя Гурин и Павлик Манин доносили на верующих, Кычан Джакыпов на священника, Василиса Килина на соседей, Мотя Тараданова на ссыльных, Женя Рыбин на беспризорных, Миша Дьяков на невышедших на трудовую повинность, брат и сестра Мальцевы на домашние антисоветские разговоры отца, Коля Рябов на брата. ...

Был даже издан учебник Смирнова «Юные дозорники». Поэт Асеев отозвался «Песней пионерохраны». Пионер-герой Проня Колыбин премирован поездкой в «Артек» за то, что написал донос на свою мать: она принесла с колхозного поля зерна, чтобы накормить его.

Когда «Пионерская правда» напечатала звонкий очерк о пионере-герое Коле Юрьеве, который поймал голодную девочку, съевшую несколько колосьев, «дозорники» всей страны вызвали друг друга на соревнование: кто больше напишет доносов. Эта история нашла и свое художественное воплощение: в повести И.Шкаровской «Никогда не угаснет» описано, как пионеры участвовали в милицейских облавах на своих сверстников беспризорников.

Подытожив результаты всесоюзного соревнования, ЦК комсомола в июне 1934 года принимает решение: двести отборных «дозорников» премировать полуторамесячным отдыхом в «Артеке».
Их собрали в Москве и специальным поездом отправили в Симферополь <...> ... Верховодила в поезде Оля Балыкина, по чьим доносам арестовали шестнадцать человек, включая ее отца. «Пусть верховная власть, – писала Ольга, – делает с ними что хочет» (после войны, уже взрослой, она сама отсидела десять лет по ложному доносу).

В пионерском лагере отряду «дозорников» выдали наиболее идейно-пламенную комсомолку-вожатую, которая должна была повышать их бдительность. На прощальном костре она прочитала ребятам рассказ собственного сочинения о пионере-герое, «разоблачившем» своих родителей. Политический нюх не подвел «дозорников»: усмотрев в рассказе нечто политически сомнительное, они подали коллективный донос на свою вожатую, делу дали ход, и следующие двадцать лет вожатая провела в лагерях и ссылке. ...


@темы: гвоздь с работы, былое

Комментарии
28.04.2014 в 15:42

¡Nadie espera a la Inquisición Española!
Молодцы, помогали взрослым.