В 50-60-е годы XIX века европейские пушки пробудили Японскую империю от многовекового сна. Страна, прожившая более 200 лет в изоляции, не ведавшая ни войн, ни потрясений, оказалась беззащитной перед Западной цивилизацией. Мейдзи — новый император, пришедший к власти в это кризисное время, сумел всего за два десятилетия превратить Японию в современную могущественную державу.
Оценив огромный разрыв между собой и Западом, японцы на какое-то время стали считать себя отсталыми. Некоторые представители элиты отказывались от местных религий и принимали христианство. Самурайский кодекс чести (бусидо) подвергался осмеянию, обычаи страны объявлялись варварскими. Стресс был велик, число душевных расстройств стремительно росло.
В то же самое время господствовавшие в обществе настроения нельзя охарактеризовать как тотальное уныние. Элита, а вслед за нею и народ, считали, что страна в состоянии догнать Запад.
читать дальшеЧтобы преодолеть отставание своего государства, японцы приступили к широкомасштабным преобразованиям.
• Уже в 1872 году было введено всеобщее начальное четырехлетнее обучение. Япония и до этого отличалась высоким уровнем грамотности (40% среди мужчин и 15% среди женщин), но в начале ХХ века уже практически все японцы умели читать и писать. В университеты приглашались иностранные преподаватели, наиболее способные студенты стажировались за границей.
• В 1873 году была введена всеобщая воинская повинность, армия потеряла сословный характер, в страну приглашались иностранные военные инструкторы, и к концу XIX века Япония располагала достаточной мощью, чтобы победить в войнах с Китаем (1894–1895) и Россией (1904–1905).
• Ускоренными темпами развивалась легкая промышленность. Японцы воевали своими винтовками и своими пушками. Они были сработаны по западным технологиям, но японские инженеры и рабочие прекрасно их освоили. Часть военно-морского флота была укомплектована собственными судами. Японский торговый флот составляет существенную конкуренцию кораблямевропейских держав и США.
• Телеграфные провода опутывают всю страну.
• Идеалом эпохи «просвещенного правления» становится уже не неподвижность, а движение. Император Мэйдзи вышел из своего дворца и стал путешествовать по стране – явление невиданное в прежние времена. Он совершал и конные прогулки – а раньше в качестве подтверждения безумия одного средневекового императора приводился тот факт, что он осмелился усесться в седло.
• Интеграция в мировое сообщество затронуло все стороны жизни японцев. В традиционную диету внедрялись мясо и молочные продукты, которые раньше считались «вонючими», а само молоко именовалось «белой кровью». • Замужние женщины отказывались от чернения зубов — вместо этого они отбеливали их с помощью зубного порошка.
• В школе и университетах усиленно развивали европейскую физкультуру и спорт.
• Традиционный японский дом, где принято было сидеть на полу, постепенно приобретал вид западного жилища со стульями и диванами: по мнению тогдашних гигиенистов, сидение на полу ведет к искривлению ног и позвоночника, и, значит, к уменьшению роста.
Все эти преобразования происходили медленно, но, тем не менее, к началу ХХ века японцы, безусловно, стали больше похожи на европейцев, они нарастили мышечную массу и даже чуть-чуть подросли.
В то же время ширится движение поборников паназиатизма, ратующих за сохранение национальной самобытности, и в первой половине ХХ века страна понимает свою задачу не как вхождение в клуб европейских держав, а как борьбу против засилья белого человека в Азии. В 1941 году Япония объявляет войну США и Великобритании, что приводит к чудовищным последствиям, краху прежней картины мира и, в результате, к новому кризису идентичности.
© Александр Мещеряков