Всё-таки война творит чудеса. Она сплачивает и усиливает, она поднимает и укрепляет. Ну, если не думать о последствиях.
Почему-то нынешнюю ситуацию в России всякие слишком экзальтированные личности сравнивают с Германией 30-х годов. А может заглянуть подальше?



В 1910 году социолог Макс Вебер сравнил атмосферу города с "диким танцем отражений звука и цвета". Жителя Берлина того времени окружали трамваи, подземные пути, электрические огни, витрины, концертные залы, кафе, дымовые трубы и обилие каменных построек. И над всеми этими контрастами и раздорами возвышался кайзер, который с презрением относился к любым устремлениям пролетариата. По его мнению, единственной амбицией рабочего класса должно было быть возвеличивание Германии и ношение униформы. Когда трамвайные рабочие устроили в 1910 году забастовку, в столицу были введены войска, и кайзер выразил надежду, что "500 бастующих рабочих будут застрелены".

Кайзер надеялся, что война объединит его подданных. Перед самым началом войны, утром 4 августа 1914 года, он объявил о том, что с этого момента не признавал более политических партий или политических разногласий. "С этого дня я признаю только немцев", - сказал он.

Действительно, многие граждане находились в состоянии экстаза. Оркестры в кофейнях бесконечно исполняли патриотические мелодии. Актриса Тилла Дюрье написала восторженно: “У нас война! Еда стынет, пиво становится теплым, но нам до этого нет никакого дела. У нас война!” bbc.co.uk