Станистав Садальский об Эйзенштейне
Эйзенштейн не любил отца. Впрочем, мать он тоже не любил.
После развода родителей по решению суда Сергей остался с Михаилом Осиповичем.
Отец был профессиональным инженером, но стал главным архитектором Риги, не имея специального образования. Архитектура была его страстью.
Эйзенштейн работал в югендстиле, проще говоря, в стиле модерн, создав в городе всего 19 домов. Но каких!
Это шедевры, которые давно стали памятниками мировой архитектуры и визитной карточкой Риги.
«Папа - растягивавший человеческие профили на высоту полутора этажей в отделке углов зданий, вытягивавший руки женщин, сделанных из железа водосточных труб… Как интересно стекали дождевые воды по их жестяным промежностям!
...Тщеславный, мелкий, непомерно толстый, трудолюбивый, несчастный, разорившийся, но не снимавший белых перчаток (даже в будни!) и идеального крахмала воротничков. Папа - вселивший в меня весь костер мелкобуржуазных страстишек нувориша и не сумевший учесть того, что в порядке эдиповского протеста я, неся их, буду их ненавидеть».
Вот такие воспоминания.
Ригу я люблю. Два года назад был там на гастролях с «Разводом…», проезжал по улицам, посмотрел еще раз на эти дома «в бешеном стиле модерн», как их обзывал потом Сергей.
Подумал, насколько все-таки они похожи. Мощностью таланта, необузданностью фантазии.
Вот этой самой бешеностью.
В сущности, сын стал таким же зодчим-модернистом, как и отец.
Только в другом искусстве.